Безопасность для детей с ограниченными возможностями

Принципы предотвращения травм для детей с ограниченными возможностями не особо отличаются от таковых же для их сверстников, не имеющих функциональных ограничений.Но поиск информации о рисках, которым подвержены дети с ограниченными возможностями, иногда представляет для родителей таких детей определенные трудности.

Все дети различны, каждый ребёнок всегда индивидуален, поэтому общие принципы безопасности и конкретные рекомендации должны адаптироваться вами с тем, чтобы соответствовать навыкам и способностям именно вашего ребёнка.

Родители и лица, которым доверен присмотр за ребёнком с ограниченными возможностями должны:
  • Знать об уникальных проблемах и опасностях, специфичных для их конкретного ребенка.
  • Спланировать способы противостояния существующим опасностям и согласовать свои планы со всеми остальными.
  • Помнить о том, что нужды ребенка и угрожающие ему опасности с течением времени, по мере развития и взросления, постоянно меняются.

Что же можно сделать?

Основное представление о потребностях и особенностях ребёнка вы можете вынести из беседы с его лечащим врачом и бесед с врачами-специалистами.

Воспитатели и педагоги, работающие в школах и дошкольных учреждениях, которые посещает ребенок, часто располагают солидным опытом и могут быть источником хороших идей.

После того, как у вас сформируется понимание о потребностях ребенка — составьте план и обсудите его со своим ребенком и другими взрослыми, которые могли бы прийти на помощь в случае необходимости.

На что нужно обратить внимание при разработке плана

1. Передвижение и обращение с вещами

Испытывает ли ваш ребенок трудности с самостоятельным передвижением и самостоятельным обращением с вещами?

Дети, имеющие ограниченные способности к передвижению, дети со сниженными зрением, слухом или способностью принимать решения, а также дети, которые не чувствуют или не понимают боли — могут испытывать проблемы с осознанием чего-либо, как небезопасного и испытывать трудности с уклонением от опасностей. Особенно в новых для них местах.

  • Осмотрите место, в которое попал ребенок и убедитесь в том, что ничего из того, до чего он может добраться, не является для него опасным. Взрослые часто прячут опасные предметы на полках повыше для того, чтобы маленький ребенок не сумел их достать. Но эти предметы остаются доступными для больших детей, которые не умеют с ними безопасно обращаться.
  • Оцените одежду и игрушки своего ребенка — они должны соответствовать способностям ребенка, а не только его росту и возрасту.
  • Например, одежда и игрушки для детей старшего возраста могут содержать шнуры, завязки и ленты, которые могут оказаться опасными для ребёнка, не способного самостоятельно выпутаться из оказавшегося на нём провода или шнура. Помимо прочего, игрушки могут содержать мелкие отделимые части, которые окажутся небезопасными для детей, которые до сих пор берут игрушки в рот.

2. Защитное оборудование

Правильно ли подобрано используемое вами защитное оборудование?

Защитное оборудование разрабатывается, в основном, с целью соответствия росту и возрасту ребенка и в значительно меньшей степени — ради соответствия его способностям.

Например, одним из существенных источников детской смертности являются автомобильные аварии. И подбирая своему ребенку подходящее для него автокресло, помимо возраста, роста и веса, вы должны учитывать способность или неспособность ребенка занимать в кресле правильную, безопасную позу или сохранять ее во время движения.

Если в вашей семье растет ребенок с ограниченными возможностями, узнайте о лучшем для него типе автокресла и безопасной позе в нем у медика-профессионала. Существуют специализированные виды реабилитационных автокресел для детей с различными функциональными ограничениями.

Другими примерами специализированного защитного оборудования являются:
  • Специализированные спасательные жилеты для детей с ограниченными возможностями.
  • Устройства пожарной сигнализации, снабженные вспышками и вибросигналами, предназначенные для слабослышащих детей.
  • Специализированные перила и поручни в ванных, коридорах и на лестницах, предназначенные для снижения риска падений детей с ограниченными двигательными способностями.

Поговорите со своим лечащим врачом о подходящем вашему ребенку защитном и вспомогательном оборудовании и подготовьте его к использованию прежде, чем вы не сможете без него обходиться.

special_need_eq1-800

3. Речь и восприятие

Испытывает ли ваш ребенок трудности с речью или восприятием?

Дети со сниженными коммуникативными навыками имеют ограниченные способности к усвоению инструкций и понятий опасности и безопасности.

Слабослышащие дети, например, могут усваивать ваши устные инструкции не полностью.

Дети с плохой памятью и проблемами с восприятием не могут усваивать основы и принципы безопасности так же легко, как остальные.

Дети с проблемами в общении могут оказаться неспособными адекватно информировать опекунов о своих намерениях или самочувствии.

Взрослые могут находиться в уверенности, что ребёнок осознаёт всю серьезность опасности, в то время, как это может оказаться совсем не так.

Родителям и воспитателям может понадобиться изыскивать альтернативные способы преподавания принципов безопасности таким детям. Ими могут оказаться:

  • Наглядная демонстрация
  • Использование обучающих ролевых игр
  • Постоянное повторение пройденных уроков

Родителям и воспитателям, возможно, придется изыскивать для ребенка, оказавшегося в опасной ситуации, альтернативные способы коммуникации с опекунами.

Например, вы можете научить своего ребенка использовать свисток, колокольчик или тревожную кнопку, которыми он сможет оповестить окружающих об опасности.

Расскажите всем взрослым, которым доверен уход за вашим ребенком, о способах, которыми ваш ребенок умеет оповещать окружающих об опасности.

Имеет смысл оповестить аварийные службы и ближайшее отделение МЧС об особых обстоятельствах, сложившихся при проживании по вашему адресу. С тем, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации специалисты и спасатели отдавали себе отчет в том, что они не могут полагаться на обычное со стороны терпящего бедствие ребенка сотрудничество.

4. Принятие решений

Испытывает ли ваш ребенок трудности с принятием решений?

Из-за задержек в развитии, дефицита навыков мышления или отсутствия способности
прекратить делать то, что ребенок хочет, но не должен делать, дети могут иметь ограниченные способности к принятию решений.

Такие дети могут испытывать трудности в различении опасных ситуации от безопасных. В момент, когда необходимо принимать решение, ребенок теряется и не представляет себе, что именно необходимо предпринимать.

Таким детям нужны конкретные инструкции о том, как вести себя в определенных, потенциально опасных ситуациях.

5. Движение и исследование

Располагает ли ваш ребенок достаточными возможностями к передвижению и исследованию?

Дети-инвалиды часто нуждаются в дополнительной защите. Но, точно так же, как и все остальные дети, для того, чтобы расти и развиваться, они нуждаются в свободе передвижения и исследования окружающего мира.

Некоторые родители детей с особыми потребностями слишком сильно беспокоятся о дополнительной защите, в которой нуждаются их дети. Но невозможно защитить ребёнка от каждого удара и каждого синяка.

Исследование окружающего мира поможет ребенку усвоить, что является безопасным, а что может оказаться для него опасным или вредным.

Движение поможет ребенку поддерживать физическую форму, а ведение активного образа жизни заложит хорошую основу для долговременной перспективы.

Возможно, что вам потребуется приложить некоторые усилия ради того, чтобы получить возможность занять ребенка в спортивных и игровых мероприятиях — могут потребоваться специальное оборудование, тренеры и дополнительная информация.

Коммуникативные проблемы могут затруднять участие ребенка в командных играх.

Обсудите ситуацию с учителями своего ребенка, с потенциальными тренерами, с поставщиками медицинского и спортивного оборудования затем, чтобы найти правильный баланс между безопасностью и активным образом жизни.

6. Вас беспокоит что-то ещё?

У вас другие проблемы? Все дети — разные. Поэтому совершенно различными окажутся и интересующие вас темы.

Невозможно дать в одной статье ответы на все вопросы, здесь приведены только некоторые общие примеры.

Поговорите с лечащим врачом своего ребенка, с его педагогами, с поставщиками реабилитационного и защитного оборудования, чтобы больше узнать о том, как обеспечить вашему ребенку необходимый уровень безопасности.

Помогите нам распространить эту страницу!

Поделитесь ею со своими друзьями.
Узнайте, почему поделиться, — это так важно?