Действия при сотрясении мозга для педсостава

Факты

  • Любое сотрясение мозга является серьезной черепно-мозговой травмой.
  • Большинство сотрясений мозга протекает без потери сознания.
  • Своевременная диагностика сотрясения мозга и своевременное оказание медицинской помощи способны предотвратить развитие тяжелой травмы и даже смерти.

Удары в голову, падения, столкновения с препятствиями могут приводить к сотрясению мозга, одной из разновидностей черепно-мозговой травмы (ЧМТ). Сотрясения мозга могут происходить и при ударах в корпус, вызывающих резкое перемещение черепа. Серьезные сотрясения могут вызывать даже легкие удары в голову.

Диагностика сотрясения мозга

Вы можете подозревать сотрясение мозга, если на ваших глазах или со слов очевидцев произошли две следующие вещи:

  1. ребенок получил удар в голову или столкнулся головой с препятствием, или получил удар в корпус, который вызвал резкое перемещение его черепа, после чего:
  2. произошло любое изменение обычного поведения ребёнка, его умственной или физической функциональности или любое другое проявление симптомов сотрясения мозга

Какие симптомы может заметить тренер

  • Оглушенный внешний вид, остолбенение (например, остекленевший взгляд)
  • Ребёнок путается в своей позиции на игровой площадке
  • Ребенок забывает инструкции тренера или правила игры
  • Ребенок не помнит счета в игре и путает участников своей и чужой команд
  • Ребенок испытывает проблемы с сохранением равновесия
  • Ребенок с задержкой реагирует на вопросы тренера
  • Потеря сознания (даже и кратковременная)
  • Ребенок изменяет свои обычные настроение и поведение
  • Ребенок не помнит событий, предшествующих получению удара
  • Ребенок не помнит событий, произошедших после получения удара

На какие симптомы может жаловаться ребенок

  • На головную боль или «давление» в голове
  • На тошноту и рвоту
  • На головокружение и проблемы с сохранением равновесия
  • На двоение в глазах или ухудшение зрения
  • На повышенную чувствительность к свету и шуму
  • На ощущение вялости или слабости
  • На проблемы с памятью или концентрацией
  • На помутнение сознания
  • На ощущение беспокойства
  • На то, что «чувствует себя плохо» или «чувствует себя расстроенным»

Помни­те о том, что вы мо­же­те и не рас­по­знать симп­то­мов со­тря­се­ния моз­га, а ре­бе­нок мо­жет на­чать жа­ло­вать­ся на про­яв­ле­ние симп­то­мов со­тря­се­ния спу­стя ча­сы и да­же дни по­сле по­лу­че­ния трав­мы. Не пы­тай­тесь са­мо­сто­я­тель­но су­дить о тя­же­сти трав­мы. Да­же «лег­кое» про­яв­ле­ние симп­то­мов со­тря­се­ния моз­га мо­жет сви­де­тель­ство­вать о се­рьёз­ном по­вре­жде­нии. При по­яв­ле­нии ма­лей­ших со­мне­ний — от­стра­няй­те ре­бён­ка от за­ня­тий.

Некоторые дети быстро и полностью восстанавливаются после сотрясений мозга. А у некоторых симптомы сотрясения могут проявляться неделями и долее. Активность, требующая концентрации, такая, как уроки, работа на компьютере или видеоигры, может приводить к усугублению симптомов сотрясения (таких, как головная боль или утомляемость). После сотрясения головного мозга физическая и умственная активность ребенка должны быть ограничены. Разрешить занятия ребенку может только медик профессионал.

Испытывать разочарование, досаду и даже злость на ситуацию, в которой он вынужден отставать от класса или команды из-за отстранения по болезни — для ребенка естественно. Обсудите с ним эту ситуацию, предложите ему свою поддержку и найдите чем поощрить.

Обучение и предотвращение

Как на педагоге, на вас лежит основная обязанность по предотвращению сотрясений и по оказанию первой помощи. Вот пошаговая инструкция для вас:

ИЗУЧИТЕ ИМЕЮЩИЕСЯ В ВАШЕЙ ШКОЛЕ ИНСТРУКЦИИ
по оказанию первой доврачебной помощи при травмах . Инструкции должны существовать в каждом детском учреждении. В начале каждого учебного года дети и их родители должны быть с ознакомлены этими инструкциями.

ИЗУЧИТЕ ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ СОТРЯСЕНИЯ МОЗГА.
Обсуждайте проявление симптомов сотрясения мозга с каждой группой детей, приступающих к занятиям под вашим руководством.

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ, ИХ РОДИТЕЛЯМ И ДРУГИМ ПЕДАГОГАМ
об опасностях и долговременных последствиях сотрясений мозга. Поделитесь с ними своими взглядами и планами на предотвращение сотрясений.

  • Знакомьте детей и их родителей с документами и материалами по поводу сотрясений мозга в начале учебного года и каждый раз, когда в вашем учебном заведении случается сотрясение мозга.
  • Напомните детям о необходимости немедленно сообщать педсоставу как о проявлении симптомов сотрясения у них самих, так и о проявлении симптомов сотрясения у их товарищей по команде.

НАСТАИВАЙТЕ НА ПЕРВООЧЕРЕДНОМ СОБЛЮДЕНИИ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ. Ничто не может дать 100% гарантии предотвращения травмы, но принятие некоторых мер позволит решительно снизить риски получения сотрясений и других видов травм.

Например, травмы предотвращает:

  • Строгое соблюдение правил спортивных игр.
  • Использование исправного спортивного оборудования, соответствующей спортивной формы и правильно подогнанных средств защиты.

Предотвращение последствий.

  • Своевременная диагностика сотрясения мозга и своевременное оказание медицинской помощи способны предотвратить развитие тяжелой травмы и даже смерти.
  • Ребенку, получившему сотрясение мозга, требуется время на выздоровление. Не допускайте перенесшего сотрясение ребенка к тренировкам и спортивным играм без визы врача специалиста. Повторные сотрясения мозга, получаемые до того, как ребенок полностью восстановится от предыдущего, могут оказаться крайне опасными для здоровья. А восстановление после повторных сотрясений может растянуться на годы вместо недель и месяцев.
  • Разъясните ребенку всю неразумность появления на спортивной площадке или в зале до полного восстановления. Необходимой мерой для восстановления после сотрясения мозга является полноценный отдых.
  • Дети, их родители и другие окружающие иногда испытывают ложное убеждение в том, что продолжение травмированным ребенком тренировок или участия в соревнованиях является проявлением силы и смелости. Никому не позволяйте давить на ребенка, понуждая его продолжать спортивную активность при травме. Некоторые дети могут пытаться скрывать симптомы травмы. Не позволяйте обманывать себя утверждениями о «прекрасном самочувствии» или о том, что «он/она со всем справится». Заострите внимание детей и их родителей на том, что продолжение игр и занятий при не залеченном сотрясении мозга — смертельно опасно.

При подозрении на сотрясение

Если вы подозреваете, что ребенок получил сотрясение мозга, немедленно примите следующие меры:

    1. Отстраните ребенка от занятий. После получения ребенком толчка или удара в голову, обследуйте его на предмет проявлений симптомов сотрясения мозга. При появлении малейших сомнений — отправляйте ребенка к врачу.
    2. Убедитесь в том, что ребенок окажется осмотрен врачом специалистом. Не пытайтесь судить о тяжести травмы самостоятельно. Методы, позволяющие судить о тяжести травмы, есть только распоряжении врача специалиста. Вы, как педагог, обязаны зафиксировать и донести до сведения врача специалиста следующие вещи:

 

        Причину и обстоятельства получения травмы, силу и направление удара, пришедшегося в корпус или в голову ребенка

Длительность и обстоятельства потери сознания или обморока (нокаут, потеря сознания на скамейке), если они имели место

Наличие провалов в памяти после получения травмы

Наличие судорог после получения травмы

Количество предыдущих сотрясений мозга (если они случались)

  1. Проинформируйте родителей ребенка об имеющихся у вас подозрениях на сотрясение и необходимости осмотра ребенка врачом специалистом.
  2. Не допускайте ребенка к занятием без визы врача специалиста, убедившегося в полном выздоровлении ребенка или отсутствии у него подозрений на сотрясение.

При появлении любых сомнений отстраняйте ребенка

Если вы подозреваете сотрясение — ОТСТРАНЯЙТЕ РЕБЕНКА ОТ ЗАНЯТИЙ и требуйте осмотра его врачом специалистом.


Помогите нам распространить эту страницу!

Поделитесь ею со своими друзьями.
Узнайте, почему поделиться, — это так важно?